Взаимодействие в воспитателями дошкольного образования

Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – дефектолога: система работы по формированию речевого дыхания

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому считаем, что вопросы внедрения здоровьесберегающих технологий в практику работы муниципальных дошкольных образовательных учреждений являются приоритетным направлением в деятельности современного педагогического коллектива.

В каждом образовательном учреждении система этой работы строится по-разному, с учетом имеющихся условий, материальных возможностей, накопленного опыта.

В предложенной статье будет показан подход к использованию методов формирования речевого дыхания как одного из элементов методики здоровьесбережения детей, раскрыты основные этапы работы по формированию речевого дыхания и предложена апробированная методика работы по развитию дыхательной функции и речевого дыхания у детей с нарушением речи успешно применяемые в повседневной практике учителя-логопеда.

Дыхание - является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большее – несколько минут. Дыхание связывает человеческий организм с биосферой и живым миром земли. Дыхательная мускулатура и диафрагма человека работают, подчиняясь его воле и сознанию.

Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика, как составная часть логопедической работы, оказывающая значительное влияние и на профилактику простудных заболеваний.

Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.

Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи. В возрасте 3-6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, т.е. на ранней стадии речевого онтогенеза идет диффузная отработка координации фонаторно-дыхательных механизмов, лежащих в основе устной речи.

Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.

В современных условиях, возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно - образовательного и оздоровительного процесса в детских дошколных образовательных учреждений. Одним из таких эффективных направлений по подготовке детей с речевыми нарушениями к школе и является предлагаемая методика работы по развитию дыхательной функции и речевого дыхания у детей с нарушениями речи.

Методика работы по развитию дыхательной функции и речевого дыхания у детей с нарушениями речи включает в себя 5 основных этапов проводимых в определенной последовательности, продолжительность которых в целом не ограничивается 1-2 учебными периодами. Число одновременно занимающихся в учебной группе детей не должно превышать 5 – 6 человек:

I этап - Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания по традиционной методике, имеет цель развить у ребенка собственное ощущение движения органов дыхания (диафрагмы и передней стенки живота), что должно способствовать развитию у него в дальнейшем грудобрюшного дыхания. Этап включает в себя 4 упражнения последовательно выполняемых в начале в положении лежа, затем сидя и стоя, которые в течении дня должны повторятся не менее 2 – 3 раз.

II этап - Развитие грудобрюшного типа дыхания, имеет цель развить сократительную активность диафрагмальной мышцы, координацию между дыханием и движениями туловища и конечностей. На данном этапе могут быть использованы элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Этап состоит из 3-х комплексов упражнений, в которых последовательно усложняются различные двигательные задачи. Именно на этом этапе, основное внимание логопеда должно быть обращено обучению детей приемам специальной дыхательной гимнастики основанной на методике дозированных «быстрых вдохов» через нос в ходе возрастающей физической активности.

III этап - Развитие фонационного выдоха. Направлен прежде всего на развитие фонационного выдоха. Он включает в себя обширный комплекс упражнений на озвучание голоса в процессе выдоха с использованиям приемов пропевания «гласных» звуков.

IV этап - Развитие речевого дыхания. Является базовым, и в соответствии с названием имеет цель развития речевого дыхания. Этап включает в себя 5 комплексов различных упражнений начинающихся с пропевания слогов и заканчивающихся произнесением нараспев фраз.

V этап - Развитие речевого дыхания в процессе произнесения текста. Цель этапа - тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста. Изменение текстов и постепенный переход детей на самостоятельное высказывание способствует закреплению навыка правильного речевого дыхания.

Основные результаты и выводы 

Предложенная методика в комплексе организационно-педагогических мероприятий здоровьесберегающей деятельности педагогов в работе с детьми дошкольного возраста с речевой патологией способствует, прежде всего, развитию объема легких, в среднем и, особенно в старшем дошкольном возрасте формированию грудобрюшного типа дыхания, а также профилактике респираторных и легочных заболеваний.

 Литература.

  1. Интернет-ресурсы: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2019/06/19/razvitie-rechevogo-dyhaniya
  2. Интернет-ресурсы: https://www.maam.ru/detskijsad/samobrazovanie-uchitelja-logopeda.html
  3. Интернет-ресурсы: https://infourok.ru/proekt-po-razvitiyu-rechevogo-dyhaniya-4343134.html
  4.  Белякова А. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыханияу дошкольников с нарушениями речи. — М., 2004.
  5.  Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением: комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детейдошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. СПб, 1999.
  6.  Бурлакина О. В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. СПб., Детство-Пресс, 2012.
свернуть

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста

Причины возникновения речевых нарушений в разные периоды развития ребёнка

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений не специального типа.

Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин и в разные периоды развития ребёнка: перинатальный период (является важнейшим этапом, обусловливающим в дальнейшем физическое, нервно-психическое и интеллектуальное развитие ребенка- внутриутробное развитие плода), натальный период (период родов), постнатальный период (период развития после рождения).

Причины возникновения речевых нарушений в перинатальном (дородовом) периоде – это интоксикация организма матери, внутриутробная гипоксия плода, резус – конфликт матери и ребёнка, неблагоприятное течение беременности с угрозой выкидыша, ушибы и падения матери с дальнейшей травматизацией плода, заболевания матери во время беременности, курение и употребление алкоголя во время беременности.

В период натального периода (момент рождения) причиной речевых нарушений может стать: родовая травма новорожденных, затяжные или стремительные роды, рождение ребёнка с родовой опухолью-гематомой, повреждения нервов, асфиксия плода (кислородная недостаточность).

В постнатальном (послеродовом периоде причины нарушений речи делятся на биологические: черепно-мозговая травма, различные инфекционно – вирусные заболевания – менингит, гепатит, и т.д., наследственные генетические заболевая, цепочка детских инфекций, вызывающих истощение центрально-нервной системы.

Социальные факторы: недостаточность речевых и интеллектуальных контактов, конфликтные отношения в семье, неправильные методы воспитания, психическая депривация (неудовлетворение потребностей ребенка в материнской любви, двигательной активности, во впечатлениях и т.д.), среда, состоящая из лиц с речевой патологией, госпитализм (совокупность психических и соматических нарушений, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и от дома), многоязычие в семье и др.

Этиология (причины) речевых нарушений.

Перинатальный период (внутриутробное развитие)

Натальный период (период родов)

Постнатальный период (развитие после рождения)

  • интоксикации;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • резус-конфликт;
  • неблагоприятное течение беременности с угрозой выкидыша;
  • ушибы и падения матери с последующей травматизацией плода;
  • заболевания матери во время беременности;
  • курение во время беременности, употребление алкоголя.

 Патология родов:

  • родовая травма новорожденных;
  • затяжные или стремительные роды;
  • рождение ребенка с родовой опухолью, гематомой;
  • повреждение нервов;
  • асфиксия новорожденного и др.

Биологические факторы:

  • черепно-мозговая травма;
  • инфекционный гепатит;
  • менингит;
  • длительно текущие соматические заболевания;
  • наследственные генетические заболевания;
  • цепочка детских инфекций, вызывающих истощение центральной нервной системы и отрицательно влияющие на ее развитие.

Социальные факторы (усугубляющие влияние биологических факторов):

  • недостаточность речевых и интеллектуальных контактов;
  • конфликтные отношения в семье;
  • неправильные методы воспитания;
  • психическая депривация;
  • госпитализм;
  • среда, состоящая из лиц с речевой патологией;
  • многоязычие в семье

 

Виды речевых нарушений.

Речевые нарушения не исчезают самостоятельно, без специально организованной коррекционной работы. В настоящее время в логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.

Эти классификации при различии в группировке видов речевых нарушений не противоречат друг другу, а дополняют, рассматривая одни и те же проблемы с разных точек зрения. Здесь мы не станем касаться этих классификаций, а лишь рассмотрим те нарушения, которые чаще всего встречаются в период дошкольного детства. Приведенные ниже речевые нарушения принадлежат к разным логопедическим классификациям и размещены в едином списке лишь в ознакомительных целях.

Афония, дисфония — отсутствие или нарушение фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Характеризуется отсутствием фонации (афония) или частичной потерей высоты, силы и тембра голоса (дисфония).

Ринолалия — расстройство артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата (гнусавость).

Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Присущая замедленная реализация артикуляторного — речевой программы в связи с патологическим усилением тормозных процессов, начинают доминировать над процессами возбуждения.

Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Речевая симптоматика характеризуется ненормально быстрым темпом речи (20-30 звуков в секунду замес 10-12). Брадилалия и тахилалия объединяются общим названием — нарушение темпа речи, следствием которого является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонационной выразительности.

Заикание (логоневроз) является одним из самых сложных и длительных речевых нарушений, характеризующееся расстройством темпа, ритма и плавности экспрессивной речи с преимущественным поражением коммуникативной функции, обусловлено судорожными сокращениями в мышцах артикуляции, фонации и дыхания Заикание — это сложное психофизиологическое нарушения.

Дислалия — нарушение не только фонетического, но и произносимого аспектов речи, то есть это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата. Для дислалии характерно неправильное, искажённое произнесение отдельных фонем (звуков).

Дислалия может проявляться в разной форме.

Наиболее частыми являются нарушения произношения свистящих и шипящих  звуков (сигматизмы) или их затрудненное произношение (парасигматизмы).

Нарушения произношения сонорных звуков р, рь, л, ль, представлены двумя группами, имеющими самостоятельные терминологические оформления. Нарушения произношения сонорных звуков «Л», (ль), — ламбдаизм и параламбдацизм. Нарушения произношения сонорного звука «Р» (рь) — ротацизм и параротацизм.

Просторечное «картавость» — нарушения произношения звука [r], (например, французском, немецком) является нормой или вариантом нормы. Нарушения произношения заднеязычных звуков г, гь, к, кь, х, хь — имеют самостоятельное название соответственно гаммацизм, каппацизм, хитизм.

Нарушение звука «й» носит название йотацизм.

Дефекты звонкости — расстройство звукопроизношения: замена звонких согласных глухими или их смешение.

Дефекты мягкости — расстройство звукопроизношения: замена мягких согласных твёрдыми или их смешение.

Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Алали́я — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована.

Фонетические нарушения речи — нарушении произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений.

Фонетико-фонематические нарушения  . Для них характерно то, что ребёнок не только неправильно произносит звуки речи, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звучаниями. Поэтому дети недостаточно чётко овладевают анализом звукового состава слова и делают специфические ошибки при чтении и письме в школьном возрасте.

Общее недоразвитие речи (ОНР). Оно выражается в том, что нарушение распространяется не только на звуковую сторону речи. Страдает умение различать звуки речи, правильность слогового оформления слов, словарь, грамматика языка, связная речь.

Если такому ребёнку не будет своевременно оказана логопедическая помощь, он в ребёнку не будет своевременно оказана логопедическая помощь, он в дальнейшем не сможет полностью овладеть грамотной устной и письменной речью.

Общее недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии.

С учетом степени несформированности речи выделяют четыре уровня ее недоразвития, обозначая их при этом соответственно: ОНР I, ОНР II, ОНР III, НВОНР. Самый «тяжелый» — это I уровень, НВОНР – уровень наиболее близкий к речевой норме:

На первом уровне наблюдается полное или почти полное отсутствии словесных средств общения в возрасте 5—6 лет, когда у детей без речевой патологии речь в основном сформирована. Словарный запас состоит из звуковых и звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами. Дети с такими особенностями относятся к так называемым «безречевым».

На втором уровне появляются общеупотребительные слова, хотя искажённые. Намечается различение некоторых грамматических форм. Вместе с тем произносительные возможности детей значительно отстают.

Третий уровень характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии взрослого и с его помощью. Свободное общение крайне затруднено.

В современных работах выделяется ещё и четвёртый уровень характеризующийся лёгкими лексико-грамматическими нарушениями, которые затрудняют овладение детьми письменной речью в начале школьного обучения.

Дети с общим недоразвитием речи имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции.

К сожалению, продолжается тенденция к увеличению количества детей с патологией в анамнезе. Таким образом, отмечается рост неблагоприятных факторов, которые могут влиять на речевое развитие ребенка.

Актуальной становится профилактика речевых нарушений у детей с раннего возраста. При нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

 

Список литературы.

1 Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С.

Волковой, С.Н. Шаховской; 1998 г.

  1. Настольная книга логопеда / под ред. Л.Н. Зуевой, Е.Е. Шевцовой; 2005г.
  2. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений /под ред. Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А., Чиркиной Г.В.; 1993 г
  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. "Воспитание и обучение детей дошкольного

возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи". Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). - М.: Школьная Пресса, 2003.

5.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.: "Гном-Пресс", 1999.

свернуть

Пересказ, как средство речевого развития дошкольников

«Учите ребёнка каким-нибудь  неизвестным ему пяти словам - он  будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать         таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

К. Д. Ушинский

 

 

   Большинство детей активно делятся своими впечатлениями о пережитых событиях, но с неохотой берутся за составление рассказа по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребёнка недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

     Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

   Кроме того, в последние годы отмечается увеличение количества детей,  имеющих нарушение речи. В связи с этим актуальность использования инновационных методов и приемов  в обучении детей дошкольного возраста правильной  связной речи принимает глобальный характер.

Связная речь - это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и  взаимопонимание людей.

Понятие «связная речь» относится как  к диалогической (т.е. разговорной), так и монологической (рассказывание) формам речи. Какая более сложна?

Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора. Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.

К основным методам обучения детей связной монологической  речи относят обучение: пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание.

Сегодня хотелось бы остановиться на таком виде обучения рассказыванию, как  пересказ, т.к.  из основных методов обучения детей связной монологической речи более часто используется именно он.

Пересказ — осмысленное воспроизведение литературного текста услышанного или прочитанного  в устной речи. Деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, память и воображение. 

Как традиционно организуется пересказ литературного произведения?

 В большинстве случаев несколько раз читается текст, перечисляются основные герои, при помощи вопросов уточняется последовательность событий и дается элементарная характеристика образов. При этом ребенок должен запомнить как можно больше речевых оборотов заложенных в тексте, так как собственный словарный запас у него еще не достаточен, а потому пересказ получиться бедным и примитивным.

В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности и свой репертуар.

Младший дошкольный возраст (3-4 года)  

Проводится большая подготовительная работа – выработка умений слушать, отвечать на вопросы, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения. Перед взрослым стоят две задачи: научить воспринимать текст, читаемый ему, а затем рассказ самого ребенка. Воспитатель должен подвести ребенка к воспроизведению текста. Обучение пересказу начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых сказок и рассказов, построенных на повторе.                                                         

 Наиболее эффективным приемом обучения пересказу является, прием, когда дети включаются в повторный рассказ взрослого, повторяя одно, два слова или целое предложение. Если ребенок запомнит начало сказки, то он сможет пересказать ее самостоятельно. На этой ступени вопросы детям лучше не задавать, а напоминать сам текст, тогда ребенок лучше воспроизводит содержание сказки.                                                                      После пересказа сказки можно переходить к пересказу коротких рассказов. Хорошие результаты в обучении малышей пересказу дает индивидуальная работа в утренние или в вечерние часы. Значительное место занимают упражнения — индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)                                                                                        

В этот возрастной период решаются более сложные задачи: детей учат не только рассказывать короткие, хорошо известные сказки и рассказы, но и выразительно передавать разговор действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствия тексту. Произведения для пересказа отличаются большим разнообразием по тематике, содержанию и форме. Это - «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят», «Репка», рассказы К.Д. Ушинского «Гуси», «Уточки»,  Л. Н. Толстого «Сел дед пить чай»,  Сутеева «Цыпленок и утенок» и др.).

 Мораль в произведении может быть уже скрытой. Широко используется совместный пересказ взрослого и ребенка. Помощь взрослого заключается в напоминании фразы, подсказке забытого слова. Игры-драматизации.

Старший дошкольный возраст

В этом возрасте выдвигаются новые задачи: уметь связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передавать содержание рассказа или сказки без помощи взрослого, близко к тексту, используя авторские слова и выражения.

Предлагаются более сложные, длинные произведения, подводят к пересказу описательных текстов (рассказы Толстого, Ушинского, Пришвина, Бианки, Скребицкого - описательные тексты.

Подсказ  педагога даже в уверенном пересказе  целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.

Между пересказами, если их качество невысоко, так же как и в беседе, используют указания, упражнения. В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинное применяется пересказ по частям, со сменой рассказчиков.

Активную обучающую роль играет оценка пересказа. Наиболее развернуто анализируют первый и второй пересказы, хотя и в этом случае отмечают немногие (1—2) качества положительного характера. Иногда мы сравниваем два последовательно прозвучавших пересказа, дети оценивают друг друга.

Если в произведении есть диалог, то нам на помощь, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах). Активизируют детей хоровые проговаривания коротких реплик. Как прием на некоторых занятиях после словесных пересказов может быть использована игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов.

В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя. Хотелось бы подчеркнуть необходимость особенно тактичного, разумного внедрения этих приемов, бережного отношения к авторскому тексту, особенно классическому, не адаптированному. Учебные синтаксические упражнения детей в переделке прямой и косвенной речи более уместны на дидактических, тренировочных текстах.

Следует добиваться, чтобы рассказ ребёнка был понятен слушателям, то есть, чтобы все его части были взаимообусловлены. Важным условием для условия связной речи является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков.

  • Подбирая произведения для пересказанеобходимо учитывать следующие требования к ним:

- высокую художественную ценность;

-идейную направленность;

-динамичность;

-лаконичность;

-образность изложения;

-чёткость;

-последовательность;

-развёртывания действия;

-занимательность содержания;

-доступность содержания литературного произведения;

-объем.

Этим требованиям соответствует, например, народные сказки; небольшие рассказы

Н. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. Пришвина и В. Бианки, Е. Пермяка, Н. Копниной.

Одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования.(A.M. Бородич, Т.А. Ткаченко, Н.Г. Смольникова, О.С. Ушакова, Венгер  и др.). Одним из факторов облегчающим процесс становления связной речи, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина -  это  так же прием наглядного моделирования.

 Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя (модели) и работа с ним.

Моделирование отражает последовательность смысловых частей рассказа в наглядно-образном плане.

Рекомендуются разные виды моделей: предметные, схематические, предметно-схематические.

Основой метода наглядного моделирования является знакомство детей с графическим способом представления информации – моделью. В качестве условных заместителей применяются символы разнообразного характера:

- геометрические фигуры;

- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

 - планы и условные обозначения;

 - контрастная рамка, как прием фрагментарного рассказывания и др. 

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков  объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой,  добрый, трусливый и т. п. Например: рассказывая знакомую сказку «Теремок» предлагаем детям постепенно выставлять символы–заместители героев сказки. Очень важно добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент.

Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или в сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.д., а затем составить рассказ с учетом этих изменений. Большинство детей активно включаются в процесс составления творческого рассказа. Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенком перед построением творческого связного рассказа.

На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?

Как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Как применять мнемотехнику в детском саду?

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах.

  • Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
  • Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.
  • И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.
  • Еще один пример использования мнемотехники – разучивание стихов, когда каждой фразе или строчке соответствует своя картинка. Ребенок очень быстро запоминает стихотворение, если может его увидеть.
  • Замечательный фольклорист В. Я. Пропп, изучая волшебные сказки проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Согласно системе Проппа их 31. Но разумеется не каждая сказка содержит их в полном объёме. Преимущество карт очевидно, каждая из них – целый срез сказочного мира. С помощью карт Проппа можно приступить к непосредственному сочинению сказок, но в начале этой работы необходимо пройти так называемые «подготовительные игры», в которых дети выделяют происходящие чудеса в сказках, например,
  • На чём можно отправиться за тридевять земель? – ковёр – самолёт, сапоги – скороходы, на сером волке;
  • Что помогает указать дорогу? – колечко, пёрышко, клубок;
  • Вспомните помощников, помогающих выполнить любое указание сказочного героя – молодцы из ларца, двое из сумы, джин из бутылки;
  • Как и с помощью чего осуществляются разные превращения? – волшебные слова, волшебная палочка.

Карты Проппа стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, активизируют связную речь, способствуют повышению поисковой активности.

Представленные приемы работы по обучению пересказу позволяют повысить эффективность развития связной речи дошкольников.

 

Литература:

  1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.
  2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] /А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981/
  3. Гурович, Л. Ребенок и книга [Текст] / Л. Гурович, Л. Береговая, В. Логинова. – СПб.:Питер, 1996.
  4. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. [Текст] /Э. П. Короткова. - М.: Просвещение, 1982/
  5. https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/3/50617_ffe9cc8732d19fd2fd43c8bfd5a0ec9rf.jpg.jpg
свернуть

Как правильно провести с детьми беседу по прочитанному произведению

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду:

  • чтение и рассказывание художественной литературы; заучивание стихотворений на занятиях;
  • использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

Необходимость в беседе по прочитанному очевидна, так как любое произведение искусства становится эстетическим объектом только тогда, когда оно осмыслено. Но нельзя забывать и о том, что ребенок, прежде всего, должен насладиться услышанным. Подробный анализ может принести больше вреда, чем пользы. Если произведение детям читают не на занятии, следует лишь помочь им понять мотивы поступка героя, наиболее целесообразно поддержать детские переживания при помощи вопросов на выявление эмоционального отношения к героям (Например, Кто из персонажей сказки больше всего понравился и почему? На кого бы вы хотели быть похожи? С кем бы вы не стали дружить?)

Вопросы на обнаружение мотива (Отчего Машенька не разрешала медведю отдыхать по дороге к бабушке и дедушке («Маша и медведь»)? Зачем лиса намазала себе голову тестом («Лиса и волк»)? Почему мама превратилась в птицу и улетела от своих детей (ненецкая народная сказка «Кукушка»)?)

А вот после прочтения произведения во время занятия следует провести аналитическую беседу (это особенно актуально в старшем дошкольном возрасте). В ходе беседы воспитатель подводит детей к оценке поступков персонажей, их характеров (Н-р: какие эпитеты относятся в определённой сказке к лисе, волку, зайцу).

Не нужно стремиться к тому, чтобы дети просто детально воспроизводили текст: вопросы должны быть продуманными, способствующими лучшему пониманию смысла, углублению эмоций. Беседуя о прочитанном и задавая вопросы, требующие размышлений и доказательств, педагог, выслушав детей, должен зачитать отрывок из произведения. Важно, чтобы дети чаще слышали текст, нежели рассуждения о том, что и потому случилось. Содержание не нужно отрывать от формы: обязательно уделять внимание жанровым, языковым особенностям (например, акцентировать внимание малышей на повторяющиеся обращениях «Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!»,  «Начинаются наши сказки, заплетаются наши сказки..»)                                                                                                                                  Особенно необходима аналитическая беседа при прочтении произведений о природе или человеческом труде (например, С. Маршак «Откуда стол пришёл», В. Маяковский «Конь-огонь», С. Баруздин «Кто построил этот дом?» и другие).

Педагог не должен от содержания книги переходить к нравоучениям и моральной беседе о поведении отдельных детей в группе. Речь должна идти только о поступках литературных героев: сила художественного образа порой оказывает большее воздействие, чем нотации.

 

Литература

  1. Давидович, А. Л. Развитие речевого творчества старших дошкольников : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А. Л. Давидович. – Мозырь : Белый Ветер, 2014—2016. — 104 с.
  2. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. –Минск : Нац. ин¬т образования, 2012. –416 с.
  3. Пашко, В.Л. Учимся говорить красиво (от 5 до 7 лет): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В.Л. Пашко. – Мозырь: Белый Ветер, 2016. – 23 л.: ил.; 45, [3] с.
  4. Шестилетний ребенок в семье и учреждении образования: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Минск : Нац. ин-т образования, 2016. — 216 с.: ил.
свернуть

Стимуляция речевого развития детей с помощью целенаправленной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук

“Источники способностей и 
дарований детей – на кончиках 
их пальцев. От пальцев, образно 
говоря, идут тончайшие ручейки, 
которые питают источник 
творческой мысли” 
В.А. Сухомлинский 

В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Дошкольное воспитание состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на “рельсы” школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и способностей ребенка, его неповторимости и самобытности. 

В последнее время все чаще встречаются дети с нарушением в звукопроизношении. Одной из частых причин является неумение владеть своим артикуляционным аппаратом. 

Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Поэтому особенно актуальной является проблема развития движений пальцев рук, так как именно моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, координация, воображение, зрительная и, собственно, речь. 

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. 

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.  Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени  связана с развитием действий рук. Умение выполнять мелкие движения  с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков. Поэтому, большое значение имеет стимулирование речевого развития путём тренировки движений пальцев рук.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. 

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. 

Рассмотрим некоторые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. 
Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. 

2. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками): упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед собой, вверх, в стороны); 
специальные упражнения на столе (выполняются сидя). 

3. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.) 

4. Теневой, пальчиковый театр. 

5. Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым карандашом). 

6. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки. 

7. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами. 

8. Выкладывание фигур из счетных палочек. 

9. Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др. 

10. Домашние дела: перемотка ниток; завязывание и развязывание узелков; уход за срезанными и живыми цветами; чистка металла; водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: намачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание)); собирание разрезных картинок, ягод; разбор круп и т.д. 

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы: 

– игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях; 

– постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному. 

При предъявлении игрового материала, речевых игр следует учитывать индивидуальные возможности ребенка, в процессе работы они должны усложняться.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.     Эти дети при обучении элементам письма продемонстрировали хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников справляются с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе. Кроме того, мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

Я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук не только учителям-логопедам, воспитателям, но и родителям. Старайтесь говорить с малышом развернутыми предложениями, обогащенными наречиями и прилагательными, называя как можно больше признаков предмета.

Вспомните, как грустно выглядят взрослые и дети, говорящие немногословно и косноязычно. А ведь все в наших руках!

 

Литература

1. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук. – В кн.: Тезисы докладов XXIV-го  Всесоюзного совещания по проблемам высшей нервной деятельности. М., 1974г.

2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М., Просвещение , 1977г.

3. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга.- М., Педагогика, 1973г.

4. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. – 2-е изд., перераб. и доп.- М., Советская Россия, 1979 г.

5. Бабаева Н. У школьного порога. М., 1992г.

6. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, Академия развития, 1997 г.

7. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. - Ярославль, Академия развития, 1998 г.

8. Краузе Е.Н. Логопедия. – Санкт-Петербург, Корона принт, 2003

9. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.,2000 г.

10. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Санкт-Петербург, Лань, 1996 г.

свернуть

Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Заложить   основы    целостной   гармонично   развитой   личности — главная задача любого учреждения, работающего с детьми.

Для того чтобы ребенок проявил себя, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими впечатлениями, дать необходимые знания и умения.

Актуальной проблемой в наше время стало то, что эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность. Информатика принесла множество инновационных решений для развития и воспитания ребёнка. Дети быстрее решают логические задачи, но к сожалению, значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость.

А ведь общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека.

Для того, чтобы процесс общения был более эффективным, его участники должны обладать определенным набором коммуникативных умений, составляющих «коммуникативное ядро» личности.                                 Коммуникативными умениями являются: умение слушать, умение передать информацию и принимать её с нужным смыслом, умение понять другого, умение сопереживать, сочувствовать, умение адекватно оценить себя и других, умение принять мнение другого, умение решать конфликт, умение взаимодействовать с членами коллектива.

Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе — группе детского сада — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, творчество.

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, а также один из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, игра стимулирует развитие общения между детьми. Игра служит естественной формой передачи детям знаний и умений, обогащая социальный опыт.

Кроме того, игра направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создаёт условия для социализации ребёнка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.

В связи с этим, формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если дети опробуют в игре различные виды коммуникации, доступные для их возраста.

Картотека игр по развитию коммуникативных навыков

  1. «Здравствуй, я котик!»

Цель: способствовать развитию самоуважения детей.

Ведущий держит в руках мягкую игрушку — котенка (очень хорошо, если это будет кукла, надевающаяся на руку). Он предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет ему лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например, «Здравствуй, котеночек, я Сашенька». Ведущий держит в руках мягкую игрушку — котенка и лапками гладит по головке каждого ребенка со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Машенька», и т. д. Затем дети по очереди берут в руки котенка и его лапками ласкают друг друга. Ведущий помогает им произносить соответствующие фразы («Хороший Сашенька», «Хорошая Машенька»).

  1. «Покажи чувства руками»

Цели: способствовать развитию спонтанности детей; развивать рефлексию эмоциональных состояний.

Ведущий предлагает детям представить, что их руки стали живыми и могут радоваться, бояться, злиться и т. п. Затем дети, глядя на ведущего (он задает образец движений), показывают, как их руки прыгают по столу (радуются), толкают, кусают друг друга (злятся), сжимаются в комочки и дрожат (боятся).

  1. «Я могу!»

Цель: способствовать развитию самоуважения детей.

Дети перебрасываются мячиком и громко перечисляют то, что они умеют хорошо делать. Например, «Я умею хорошо плавать!», «Я умею хорошо рисовать!», и т. п.

  1. Рисунок «Мое взрослое будущее»

Цель: способствовать повышению самооценки детей.

Детям предлагается нарисовать себя в будущем. После того как рисунки закончены, все обсуждают, что же позволило детям добиться такого прекрасного будущего. Какие усилия им пришлось приложить для этого?

  1. «Корабль»

Цель: содействовать повышению самоуважения ребенка и установлению отношений доверия в группе.

Ребенок-водящий ложится на спину и превращается в корабль. Сначала корабль попадает в сильный шторм: ведущий «качает» «корабль» (толкает ребенка), сопровождая действия словами: «Кораблю трудно, но он выстоит. Волны хотят потопить его. Но он все равно выстоит, потому что он сильный». Буря заканчивается, теперь волны ласково поглаживают корабль и говорят ему: «Мы любим тебя, ты такой большой, сильный» (ведущий при этом мягко покачивает-поглаживает ребенка). Эту процедуру можно провести с несколькими детьми.

  1. «Я не упаду»

Цель: формировать у детей доверие к окружающим.

На полу ведущий раскладывает канат (толстую веревку) примерно двухметровой длины, так, чтобы получилась какая-нибудь замысловатая фигура. Один ребенок снимает обувь и становится на край каната двумя ногами (пяточка одной ноги касается пальцев другой). Ему завязывают глаза. Затем взрослый, страхуя ребенка, дает команды, способствующие его передвижению по канату («шаг вперед», «шаг влево», «шаг вправо» и т. п.). Ребенку необходимо, не сойдя с каната, пройти его весь — с начала до конца. Это упражнение выполняют по очереди все дети.

  1. «Чужие рисунки»

Цель: предоставить детям возможность обсудить свои и чужие страхи.

Детям показывают нарисованные другими детьми «страхи». Глядя на эти рисунки, дети должны рассказать, чего, по их мнению, боялись авторы рисунков и как им можно было бы помочь. Упражнение можно повторять несколько раз, постепенно усложняя траекторию пути — начинать с простых фигур из каната, затем усложнять их.

  1. «Необычный кукольный театр»

Это упражнение можно выполнять индивидуально или в группе, в которой один ребенок на время становится основным действующим лицом, а остальные наблюдают за происходящим. На этом занятии ребенок сначала вырезает по контуру фигуру очень страшного сказочного героя. Затем ему предлагается устроить кукольный театр.

Два составленных вместе стула закрывают куском ткани (лучше черной). Это — ширма, сверху кладут вырезанную фигуру. Взрослый и остальные дети, исполняющие роль зрителей, хлопают, как перед началом спектакля. Ребёнок садится на корточки за ширму и сочиняет рассказ от лица этого сказочного героя — рассказывает о том, где он жил раньше, что он любит сейчас, и т. п.

Потом взрослый и ребёнок меняются ролями. Ребенок становится зрителем, а взрослый — страшным персонажем. При этом взрослый видоизменяет рассказ ребёнка: его персонаж раньше был нормальным хорошим человеком, но его заколдовала злая ведьма. Теперь же он хоть и совершает злые дела, но ему грустно и одиноко. Он просит зрителей расколдовать его. Ребёнок расколдовывает страшного героя, а потом опять идет за ширму и составляет свой рассказ, по возможности похожий на рассказ взрослого. Взрослый «расколдовывает» его и предлагает ему в будущем защищать детей и взрослых от таких же не расколдованных героев.

Фактически вся процедура представляет собой серию упражнений. Они могут выполняться последовательно или же в свободном порядке, в индивидуальной работе или в группе. В последнем случае остальные участники «работают» на одного ребенка, хотя и сами получают при этом положительный опыт.

  1. «Кто лучше разбудит»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Один ребенок превращается в кошечку и засыпает — ложится на коврик в центре группы. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами, разными прикосновениями), но всякий раз ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.

  1. «Кто пришел к нам в гости?»

Цели: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.

Ведущий отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких именно животных они изображают и как они будут это делать.

«Гости» по очереди входят в круг, ведущий, обращаясь к другим детям, говорит примерно следующее: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется…» и т. п. Детям необходимо сначала догадаться, какие звери к ним пришли, а потом сказать, какое настроение у них было. Затем ведущий спрашивает, как они догадались, что настроение хорошее, веселое, радостное, ведь звери молчали. Делается вывод, что настроение можно узнать по выражению лица.

  1. «Пусть встанет тот, на кого я смотрю»

Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

Сначала водит взрослый. Он обводит взглядом детей, потом на ком-то останавливает взгляд. Тот, на кого смотрит ведущий, должен поймать его взгляд и быстро встать. Затем водящими становятся все дети по очереди — они пытаются взглядом «поднять» своих товарищей.

  1. «Волшебное животное»

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

Дети становятся в тесный круг, берутся за руки и представляют, что все они вместе — одно большое сильное животное. Ведущий просит их послушать дыхание друг друга и постараться дышать одинаково — так, как будто дышит одно большое животное.

  1. «Пересядьте все, кто…»

Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время все чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. Затем он говорит: «Пересядьте все, кто любит мороженое… плавать в реке… ложиться спать вовремя… убирать игрушки…» и т. п. Дети сначала просто играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего.

  1. «Роли»

Цель: способствовать формированию эмоциональной децентрации у детей.

Детям предлагается немного побыть актерами. Ведущий говорит следующее: «А что делает актер в театре или в кино? Играет различные роли. Но человек в обычной жизни тоже играет различные роли. При этом в каждой из своих ролей он использует разную мимику, жесты, интонацию голоса». Далее вместе со взрослым дети обсуждают, какие бывают роли: мамы, папы, сына или воспитателя, продавца и т. п. Далее взрослый спрашивает у детей, с каких ролей они хотят начать обучение (например, «Хочу начать учиться на актера с роли мамы»). Перед ребенком на пол кладутся два листа бумаги: темный и белый. Задается условие: если хочешь играть выбранную роль в плохом варианте, становись на черный лист, если в хорошем — на белый. После этого дети приступают к проигрыванию различных ролей, обращая внимание на соответствие голоса, мимики, жестов принятой роли.

  1. «Конкурс хвастунов»  

Дети сидят по кругу. Инструкция: «Сегодня мы проведем с вами необычный конкурс — конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Чем мы будем хвастаться? Соседом справа. Посмотрите внимательно на своего соседа. Подумайте, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается. Например, так: «Лена — очень, очень умная, красивая, быстро бегает, весело смеется»». После того как будет пройден круг, дети определяют победителя — лучшего «хвастуна». Можно обсудить, кому что понравилось больше: рассказывать-хвастаться о соседе или слушать, как рассказывают о нем самом?

  1. «Танец мира».

Дети становятся в круг и берутся друг за друга мизинчиками. Затем начинают двигаться по кругу сначала медленно, потом быстрее и быстрее, стараясь, чтобы круг не разорвался.

 

 

Список литературы:

  1. Жичкина А. Е. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание — 2002. — № 4. — С.4-11.
  2. Миронова Т.Н. Развитие коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности/Т.Н. Миронова//Приоритетные научные направления: от теории к практике, 2015. — №: 18.
  3. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М.: Генезис, 2006. — 176 с: илл.

 

свернуть

«Грамматические игры для детей четырех лет»

Грамматика – это часть науки о родном языке, знакомясь с которой, малыш учится правильно писать и говорить, строить предложения без ошибок. Подобные занятия формируют интеллект, развивают воображение и память, способствуют тому, что речь ребенка становится образной, выразительной и, самое главное, более грамотной.

Грамматика для детей? Нужна ли она? Склонение, спряжение, род, число, падежи, суффиксы, приставки… Какое отношение всё это имеет к дошкольнику? Самое прямое, ведь именно в этом возрасте ребенок учится грамматически правильно строить свою устную речь в соответствии с нормами родного языка. Что Вы предпочтете: пассивно ждать ошибок в речи ребенка и исправлять их или уже сейчас начать играть с малышом в грамматические игрыИгры со словами для детей помогают развить «чувство языка» и предупредить возникновение многих грамматических ошибок, побуждают ребенка экспериментировать со словами, открывая для себя всё новые и новые языковые закономерности. Давайте поиграем вместе!

ИГРА 1. НАЗОВИ ЛАСКОВО

В игре «Назови ласково» ребенок научится создавать новые слова из известных, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (лиса – лисичка, дом – домик и т. д)

ИГРА 2. КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?

Эта игра развивает у малышей внимание к слову, умение подбирать точные по смыслу слова.

  1. Саша и Таня всегда помогают маме. Догадайся, что умеют делать Таня и Саша (ребёнок пробует подобрать пропущенное слово). Они умеют пол (подметать, пыль (вытирать, белье (стирать, посуду (мыть, тарелки и чашки на стол (расставлять, вилки и ложки на стол (раскладывать, игрушки на место (убирать, книги на полках красиво (расставлять). А ты помогаешь маме и бабушке? Папе и дедушке? Как?
  2. Попросите ребенка помочь Вам. Начните наливать воду в лейку. Спросите малыша«Что я делаю?»Если он молчит, скажите сами«Я наливаю воду в лейку». А сейчас что я буду делать? (Поливать цветы). А теперь что я делаю? (переливаем воду из чашки в другую чашку, неожиданно немного проливаем). Что случилось? (Я пролила воду.)
  3. Давай поиграем. Я буду изображать, что я делаю – наливаю воду или поливаю цветы, или выливаю воду из лейки, или пролила случайно воду, а ты догадаешься, что я загадала. Показываем жестами одно действие из четырех, ребенок угадывает. Затем предложите ребенку поменяться ролями. Малыш показывает — загадывает действие, а Вы угадываете, что он делает.

ИГРА 3. ЗАГАДКИ

Наша третья игра «Загадки» поможет подготовить малыша к овладению очень важным, но сложным умением – умением логично, последовательно и выразительно описывать картинки и предметы.

Примеры загадок.

  1. Картинка – репа. «Она желтая как….(цыпленок, одуванчик, банан, солнце, дыня. Она сладкая как (сахар, яблоко, мед, конфета и др.). Она круглая как….(мячик, клубок и др.)Что это?» (Репа)
  2. Картинка – огурец. «Он длинный как….(морковка, карандаш, палочка и др.)Онн зеленый как. (травка, кузнечик, листочек).Он вкусный как (любимое блюдо ребенка).Что это? (Огурец)

Продолжите составлять аналогичные загадки о других овощах или о фруктах, называя их форму, цвет, размер, вкус (Морковь – оранжевая как апельсин, мандарин, длинная как, сладкая как, полезная как… и т. д.) и сделайте с ребенком книгу загадок, автором которой он станет. Игры со словами – важный вклад в развитие дошкольника, ведь они развивают языковые способности детей.

Игра 4. «НАЗОВИ ПЕРВЫЙ ЗВУК СЛОВА»

У меня разные картинки, давайте их назовем (указываем на картинки, ребенок по очереди называет их)Я тебе расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушай, как я назову предмет и выделю в слове первый звук«Барабан» — «б»«Кукла» — «к»«Гитара» — «гь».

Игра 5. «Составь рассказ»

Цель: Учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;

Ход игры:

Ребенок учится составлять рассказы о профессиях.

Образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы.

Следуя образцу, ребенок составляет по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т. д.

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

  1. Ребенок должен использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.
  2. Ребенок должен понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).
  3. Ребенок должен уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки).
  4. Ребенок должен уметь находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.
  5. Ребенок должен понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).
  6. Ребенок должен знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.
  7. Ребенок должен уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
  8. Ребенок должен уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.
  9. Ребенок должен называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет.
  10. Ребенок должен уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

 

свернуть

Семинар – практикум « Работа по развитию речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой»

План проведения семинара

  1. Выступление на тему: «Роль художественной литературы в развитии речи дошкольников».
  1. Блиц-опрос воспитателей по теме семинара.
  1. Творческо-практическая часть.
  1. Подведение итогов.
  1. Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева,  Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.)

Очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью. Это намного облегчит ему учебный процесс и снимет многие проблемы общения его с учителем.

Мы начинаем приобщать детей к книге: читая им сказки, стихотворения, рассказы. Но, чтобы речь детей стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения недостаточно. Ребенок дошкольного возраста обладает удивительными способностями в овладении речевыми навыками и умениями. 

Работа по развитию речи включает в себя: 

- работу над звуковой культурой речи 

- формирование грамматических навыков

- расширение словарного запаса слов 

- развитие речевого творчества 

- развитие связной речи 

Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых важных психических функций в жизни человека. Все мы знаем, какое значение имеет период дошкольного детства для развития речи детей. Именно в дошкольном возрасте язык становится главным средством установления контактов с окружающими, а внеречевые формы (жесты, мимика) начинают играть вспомогательную роль. Поэтому развитие речи детей – одно из самых важных направлений работы дошкольного образовательного учреждения. 

Известно, что речь – необходимый компонент общения, в процессе которого она и формируется. 

Связная речь – построение связных высказываний разных типов – рассуждения, повествования; умение структурно выстраивать текст, развивать сюжет по серии картин, соединять части высказывания разными способами связей грамматически правильно и точно. 

Развитие связной речи: решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др.), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребенка в семье, в детском саду и т.д. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи детей. 

Центральным моментом развития такой речи является обучение детей умению строить развернутое высказывание. Это предполагает формирование у них элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец), представлений о связи между предложениями и структурными звеньями высказывания. Последнее составляет важное условие достижения связности речевого высказывания. 

Овладение монологической речью имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребёнка к школе и, как отмечают многие учёные и педагоги, возможно только в условиях целенаправленного обучения. 

Речь развивается в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. 

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. 

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образы русского литературного языка.

Эти образцы различны по своему воздействию: 

  • в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова,
  • в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи;
  • народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача - каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. 

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведения, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно постоянная речь.

  1. Блиц-опрос для воспитателей
  • Какими навыками и умениями должен облададть педагог, знакомя детей с литературными произведениями?(Педагог должен суметь “заразить” детей эмоциональным отношением к литературныму персонажу; должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логическое ударение, паузы, владеть темпом, в нужных местах повышать или понижать голос).
  • Какие умения формирует педагог у детей, знакомя их с произведением? ( Слушать и понимать художественное произведение, высказывать суждения об героях; пробудить у каждого ребенка интерес к чтению, к рассматриванию иллюстраций, правильному обращению с книгой).
  • Какую предварительную работу проводит педагог перед ознакомлением детей с художественным произведением? В каких случаях такая работа необходима? ( До начала прочтения произведения педагог объясняет детям смысл трудных слов, непонимание которых, может затруднить понимание смысла произведения; может провести небольшую беседу, подводящую детей к содержанию произведения).
  • Какие задания воспитатель дает детям для углубления восприятия литературного произведения? ( Детям необходимо давать творческие задания на придумывание сравнений, синонимов, антонимов, словоизменений и подбору рифмы к заданному слову).
  • Какие коррекционно-образовательные задачи педагог планирует при ознакомлении детей с худ.произведением? (Обогащение и уточнение словаря; работа над словоизменением; работа над формированием диалогической речью).
  • Какие коррекционно-развивающие задачи планирует педагог при ознакомлении детей с худ.произведением? (Развитие связной речи, развитие зрительного и слухового внимания и памяти, развитие воображения).
  • Какие коррекционно-воспитательные задачи планирует педагог при ознакомлении детей с худ.произведением? (Воспитание навыков сотрудничества, воспитание бережного отношения к природе, развитие коммуникативной функции речи).
  1. Творческое задание для педагогов.

Цель: выявить и уточнить интересные приемы в работе по развитию речи дошкольников при ознакомлении с произведением В. Бианки “ Как муравьишка домой спешил”

Воспитателям предлагается прочитать  сказку «Как муравьишка домой спешил» и представить, с учетом поставленных задач, игры и упражнения для развития речи детей.

«Назови ласково» муравей, гусеница, жук, бабочка и т.д.

«Один – много» употребление единственного и множественного числа сущ. Муравей – муравьи, клоп – клопы, гусеница – гусеницы.

«Кого не стало» - употребление сущ. в Р.п.  в ед. ч. и мн.ч.– развитие зрительного восприятия (картинки) Не стало жука,  жуков,муравья, муравьев и т.п.

«Кто как передвигается? (глаголы) бабочка – порхает, гусеница – ползает, муха – летает, кузнечик – прыгает и подбор сущ. к действию – Кто это? – Порхает, перелетает, пьёт нектар?

«Кто как передвигается» - составление сложных предложений с союзом А (картинки)

Муравей ползает, а бабочка…..

Гусеница ползает, а кузнечик….

Бабочка порхает, а червяк…..

«Насекомые – великаны» - употребление слов с увеличенным оттенком по образцу: это не паук, а паучище; это не жук, а жучище, это не муравей, а муравище

«Объясни словечко» - землемер,  сенокосец, водомерка, листовертка

«Сколько насекомых на цветке» - согласование числит. с сущ.

от 2 до 5 На цветке 2 черных муравья, 5 муравьёв

« Назови ласково» - части тела насекомых – голова, крыло, лапа, жало, спина, ус, хобот

«Назови короткое слово» – жук, гусеница

«Какое слово не подходит» - гусеница, гусеница, лиственница, гусеница

Развитие грамматического строя речи (картинки)

В лесу растет   береза

Муравей забрался на березу

Муравей упал с    березы

Жук с муравьем подлетел к    березе

Муравейник находился под     березой.

Предложные конструкции ( на наглядной основе) игра «Прятки»  - выполнять действия, основанные на понимании словесных инструкций, включающих предлоги и наречия с пространственным значением -На, в, около, между, рядом, под, слева от, справа от).

«Четвертый лишний»  бабочка, комар, червяк, муха

«Подбери рифму»

Кузнечик –  огуречик, комарик-фонарик, муха-цокотуха,

Пересказ текста по опорным картинкам.

Составь свой рассказ (индивидуальный набор картинок).

  1. Подведение итогов.

  Литература:

  1. А.М. Бородич «Методика развития речи детей», М., 1974 г.
  2. Н.С. Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева «Логопедия», Екатеринбург, 1999г.
  3. Е.И. Тихеева «Развитие речи детей», М., 1972г.
  4. «Развитие речи детей дошкольного возраста» Под ред. Ф.А.Сохиной, М., 1984г.
  5. Т.Б. Филичева, А.Р. Соболева «Развитие речи дошкольника», М.1996г.
свернуть
поделиться в: