«Первый раз в первый класс, или что нужно знать и уметь будущему школьнику первокласснику»
Для дошкольника представления о школе связаны не только с учением. Для него школа - это символ взрослости. К этому его готовит всё дошкольное детство, в котором познание окружающего мира приходит через игру. Уже к шести годам у большинства детей появляется желание стать школьниками. Ребёнок не только готов принять новую социальную позицию первоклассника, но и начинает стремиться к ней. У него возникает состояние, которое называется обучаемостью.
Готовность ребёнка к школе – это сложный комплекс определённых психофизических состояний, умений и навыков. От, того, как подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в учреждении образования. Чем увереннее и спокойнее начнётся для первоклассника школьная жизнь, тем больше шансов, что у ребёнка не будет проблем не в начальной школе, ни в последующие годы.
Психологи создали портрет идеального первоклассника. В него входит 5 компонентов готовности:
- Педагогическая.
- Интеллектуальная.
- Эмоционально-волевая.
- Коммуникативная.
- Мотивационная.
Педагогическая готовность включает в себя: навыки чтения, письма, рисования, звуковую культуру речи, хороший словарный запас, общая осведомлённость, умение развёрнуто ответить на вопрос.
Интеллектуальная готовность – это хорошая память, развито воображение, регулирующая функция речи, мышление, внимание, тонкая моторика рук, интеллектуальная активность.
Эмоционально – волевая готовность – это умение управлять своим поведением, сохранение работоспособности в течение всего урока, а так же учебного дня, эмоциональная устойчивость, произвольная регуляция внимания, умение прикладывать волевое усилие.
Коммуникативная готовность – это желание общаться со взрослымии детьми, умение войти в детский коллектив и найти своё место в нём, выполнять совместную работу, поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками, умение устанавливать контакт со сверстниками и с учителем.
Мотивационная готовность к школе является предпосылкой успешной адаптации ребёнка к школе, принятия им «позиции школьника», в случае несформированности мотивов к учению ребёнок очень трудно привыкает к новым условиям, к коллективу и учителю, недостаточно хорошо воспринимает школьный материал,что приводит к дезадаптации.
Мотивационный компонент готовности к школе формируется при использовании:
• создания положительного образа ученика;
• подкрепления положительного отношения к школе;
• закрепления образцов ролевого поведения.
Выделяют пять основных уровней школьной мотивации:
Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Такой ребенок четко следует всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень - хорошая школьная мотивация. Дети успешно справляются с учебной деятельностью. В рисунках они также изображают учебные ситуации, но меньше зависят от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках просматриваются школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении со сверстниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно – психические нарушения. Рисунки, как правило, не соответствуют предложенной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Таким образом готовность к школьному обучению – это сложная многогранная проблема, охватывающая период не только 6-7 лет, но включающая весь период дошкольного возраста, как подготовительный к школе этап и младший школьный возраст, как период школьной адаптации и формирования учебной деятельности, обусловленных в значительной степени уровнем подготовленности ребёнка к школе.
Список использованных источников:
1. Коренева, Л. Ребенок на пороге школы / Л. Коренева // Пралеска. – 2006. – № 6. – С.50.
Подготовил: педагог-психолог Лангер А.В.